Обслуживание электромобиля. Мифы и правда
Одни говорят, что электромобиль вообще не нуждается в ремонте и обслуживании — только заряжай и езди. Другие утверждают, что электрокары ломаются так же, как и любые другие автомобили. Истина, как всегда, где-то посередине.
О чем можно и нужно забыть владельцу электрокара?
Действительно, электромобиль в некотором смысле устроен куда проще традиционного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Но все же концептуально электрокары ушли не так далеко, как кажется. По большому счету, электромобиль лишен двух главных «недостатков» машины с ДВС — это самого двигателя внутреннего сгорания и коробки передач. То есть из уравнения сравнения электрокара и традиционного авто можно убрать все проблемы, связанные с обслуживанием и ремонтом этих агрегатов.
Что НЕ ТРЕБУЕТСЯ?
- регулярные (каждые 7-15 тысяч км) замены масла и фильтров
- замены ремня или цепи ГРМ
- замены масла в коробке передач
- переход с летнего на зимнее топливо (для дизельных двигателей)
- замены свечей зажигания (бензин) или свечей накаливания (дизель)
О чем нужно помнить владельцу электрокара?
Подвеска, рулевое управление, тормозная система, приводы колес, светотехника, системы охлаждения и кондиционирования в электромобиле практически ничем не отличаются от аналогичных систем в автомобиле с ДВС и во многом требуют аналогичных периодов обслуживания. Но с некоторыми оговорками.
Тормозная система
Все электромобили оснащаются системой рекуперации, то есть автомобиль останавливается не от трения тормозных колодок о диски, а благодаря переводу электродвигателя в режим работы генератора. При рекуперативном торможении вырабатываемая электроэнергия возвращается в батареи. И чем интенсивнее рекуперативное торможение, чем чаще водитель электромобиля им пользуется, тем реже ему приходится пользоваться традиционными тормозами. Поэтому в большинстве электрокаров диски и колодки легко выхаживают по 100.000 км. Но у рекуперативной медали есть обратная сторона — из-за редкого использования требуется периодическая профилактика тормозных суппортов. Периодичность таких работ строго не регламентирована, но раз в 20-40 тысяч км стоит этим заняться.
Система охлаждения
Электромобили требуют отведения тепла от двигателя, батареи и силового блока. А это значит что в конструкции появляется полноценная система охлаждения — с трубками, радиаторами, помпой, датчиками. Поэтому на обслуживании и профилактике здесь сэкономить не удастся. Замену охлаждающей жидкости нужно производить раз в 4 года.
Масло надо менять. Но не в двигателе
В качестве коробки передач в большинстве электромобилей используется простейший одноступенчатый редуктор. Через него тяга от электромотора передается на колеса. Как и любая коробка передач, такой редуктор требует периодической замены масла. Различные производители рекомендуют делать это один раз в 30-60 тысяч км или каждые два года. Радует, что объем заливки минимальный — обычно требуется 1-2 литра трансмиссионного масла.
Для примера приведем список регламентных работ для электромобилей марки Tesla.
- Замена воздушного фильтра салона — каждые 2 года
- Замена высокоэффективного фильтра для твердых частиц (HEPA) — каждые 3 года
- Балансировка и выравнивание колес — каждые 16 000 — 19 000 км
- Проверка тормозной жидкости — каждые 2 года
- Чистка кондиционера — каждые 2 года для Model S, каждые 4 года для Model X и каждые 6 лет для Model 3
- Чистка и смазка тормозных суппортов — каждые 12 месяцев или 20 000 км пробега для электромобилей, эксплуатируемых в регионах с холодным климатом
- Замена охлаждающей жидкости батареи — каждые 4 года или 90 000 км